Женский журнал : Красота и здоровье Личная жизнь Карьера и финансы Путешествия Звёзды Психология Авто Мода Рецепты Непознанное Домашний очаг Дети Праздники КОНКУРСЫ Все рубрики

Кинокалейдоскоп. Что посмотреть на досуге?

Мы не собираемся предлагать вашему вниманию программу художественных фильмов на сегодняшний, завтрашний и послезавтрашний день. Цель наша поставлена совсем иначе: отследить и проанализировать (насколько это будет возможно) вкусы и приоритеты современных телеманов относительно самого молодого искусства в мире - кино.

Нас интересуют по большей части предпочтения молодёжной аудитории, а ещё точнее – её «слабой» половины. Чем же сегодня чарует женские очи электронный «друг и враг семьи»?

Давно отошла в прошлое эпоха повального увлечения низкопробными, полными драк и стрельбы между крутыми парнями-суперменами, западными боевиками, озвученными «крепко простуженным» голосом. Перестали пользоваться повсеместным бешеным успехом бесконечные латиноамериканские сериалы-мелодрамы, теперь уже способные увлечь разве что ограниченных домохозяек с очень средним образованием. И даже «захватывающая» примитивная эротика «из-за бугра» отодвинулась на задний план. Нынешние молодые телезрительницы – дамы продвинутые и начитанные (вернее, «насмотренные») или просто желающие казаться таковыми. Их разборчивый вкус не переносит киношного «ширпотреба» и жаждет чего-то более изысканного и модного. Желательно отечественного («Мы ведь прежде всего патриотки!»), хотя и от зарубежных «деликатесов» тоже незачем отказываться.

Вместе с модой на интеллектуальное кино вернулась и подзабытая традиция культпоходов по кинотеатрам. Это только малохудожественную «попсу» можно смотреть дома, в уютной обстановке, за чаем и десертом. А вот настоящие кинематографические изыски требуют внимательного и чуткого просмотра, глубокого вникания в содержание, поисков и осмысления скрытого или полускрытого подтекста.

Кинотеатры «чувствуют» эту перемену как нельзя острее и спешат осовремениться – придать себе стильный внешний и внутренний вид, улучшить сервис и регулярно приобретать для проката свежие киношедевры, чтобы привлечь в свои обновлённые залы максимум зрителей. И это им удаётся – посещаемость кинозалов неуклонно растёт. Согласно проведённым опросам по территории России, за последние три месяца каждый четвёртый житель страны сходил в кино один раз. Каждый пятый наведался туда за этот же срок дважды или трижды. Число закоренелых телезрителей-домоседов, упорно предпочитающих домашний голубой экран, составило только 34 процента опрошенных.

Чем же радовали наших кинофанаток режиссёры, актёры и фильмопрокатчики за последнее время? «Обитаемый остров», «Манга», «Гадкие лебеди», «Подмена», «Стиляги», нестареющие «Звёздные войны» и продолжение вечно живого «Терминатора» (впрочем, два последних – это уже для самых жёстких и мужественных или просто «отсталых» и невзыскательных) – вот вершина современного кинорейтинга, если исходить из отрывочных сведений, слухов и домыслов.

А если прислушаться к мнению наиболее прогрессивных «гурманов», то топ-десятка самых модных кинохитов будет выглядеть следующим образом.

10. «Лабиринт Фавна» был снят совместными усилиями испанцев и мексиканцев под общим руководством Гильермо дель Торо. Глубокомысленная психологическая картина с элементами стрельбы и немалой долей фантастики, где есть место и детским мечтам, и коробящим душу кошмарам, как вымышленным, так и вполне реальным. В основе фабулы – гражданская война в Испании, донесённая до зрителя через призму восприятия маленькой девочки. Буйное детское воображение, потрясённое страхами взрывов, смерти и разрухи, поселяет в реальном мире фантастических монстров – свирепого Фавна (страшно далёкого от образа античного бога) и ещё более ужасного Пожирателя детей. Заставляя зрителя присмотреться к братоубийственной бойне глазами ребёнка, режиссёр даёт ему ясно осознать всю её жестокость и абсурдность. Его оригинальный замысел, успешно воплощённый в экранной постановке, не преминули отметить кинокритики – работа дель Торо была номинирована на «Золотой глобус» как лучший неанглоязычный фильм.

9. «Чёрная орхидея», поставленная американцем Брайаном де Пальмой – это детектив, где в центре сюжета – расследование убийства голливудской актрисы в Лос-Анджелесе на стыке 1946-го и 1947-го годов (следует заметить: выбраны максимально кинематографические время и место действия). Знатоки кино, рассуждая об этом фильме, отмечают, прежде всего, необычайную эмоциональную и интеллектуальную насыщенность каждого кадра. Брайан де Пальма снискал всеобщую похвалу как создатель авторских, ювелирной работы кинолент, снятых в таких, казалось бы, безнадёжно «попсовых» жанрах как триллер и боевик. Данная кинокартина – яркое тому подтверждение.

8. «Эйфория» от отечественного (что уже достойно внимания!) режиссёра Ивана Вырыпаева переносит нас на берега Дона. Но на самом деле место её действия не казацкие степи, а вся Вселенная. В центре сюжета – столь же масштабное абстрактное рассуждение о грандиозности низменных и примитивных с виду человеческих страстей, берущее начало в древнегреческих мифах. Это жестокое, но остроумное эссе вызвало бурные дискуссии в кинематографических кругах. Кинокритики спорят: считать ли данную картину потрясающим шедевром или заведомо конъюнктурным изделием, не заслуживающим внимания образованной публики? Смотрите и присоединяйтесь к одной из спорящих сторон. Или высказывайте о ней своё, оригинальное, может быть, как раз наиболее верное мнение.

7. «Огни городской окраины» – ещё один продукт международного, на этот раз – финско-немецко-французского, производства, выпущенный в свет под руководством финского мэтра Аки Каурисмяки. Главный герой – молодой охранник, тихий и скромный парень, – становится жертвой очень плохих ребят, жестоко подставивших его. В результате он, всесторонне положительный и ни в чём не повинный, попадает в тюрьму по ложному обвинению в грабеже ювелирного магазина. И заодно лишается всех своих небольших жизненных радостей – стабильной работы, небольшой квартиры и (самое страшное!) любимой девушки, в действительности – «шпионки из вражьего стана», начавшей роман с ним лишь затем, чтобы впоследствии погубить «любимого». Те, кто не верит в возможность совмещения высокого киноискусства и «примитивной» трогательности и жалостливости, встретят здесь серьёзное опровержение своих убеждений. Нашему зрителю этот фильм будет тем более понятен и приятен, что по своему звучанию он перекликается с советской киноклассикой, а центральный персонаж во многом напоминает героев, сыгранных Алексеем Баталовым, – с криком души: «Услышьте меня и поверьте мне!»

6. «Возвращение» Педро Альмодовара – фильм на сто процентов женский и на сто процентов испанский – выразительный национальный колорит бьёт в глаза в каждом кадре. Одно из ярчайших профессиональных достоинств этого режиссёра – умение слепить «конфетку» из самого примитивного сценария. В неумелых руках такая однообразная фабула обернулась бы дешёвой слезливой мелодрамой, по сравнению с которой «Богатые тоже плачут» – грандиозная эпопея шекспировского масштаба. Но дон Педро слишком хорошо научился волновать женские сердца, мастерски подбирая ключи даже к самым недоступным из них, чтобы оставить их равнодушными к очередной своей работе.

Главные героини – семья, состоящая из одних женщин (двух сестёр, их когда-то погибшей матери, юной дочери одной из сестёр, тётки и бабки) – на первый взгляд ничем не примечательны. Но стоит досмотреть фильм уже до середины, как даже самый ехидный и пресыщенный зритель-скептик расчувствуется и начнёт проливать слёзы умиления и сострадания. А это уже весомый повод для похода в кино всей семьёй!

5. «Матч-поинт», снятый Вуди Алленом при содействии солидной британско-американско-французской съёмочной группы, представляет собой историю о трагическом повороте в жизни лондонского парня, колеблющегося в выборе между трудной, но увлекательной и перспективной карьерой и малоприятным, но не менее многообещающим браком с богатой невестой. Он предпочёл второе, но прогадал. Семейная жизнь оборачивается для него непереносимой скукой, только иногда подслащаемой корпоративными банкетами и интимом со строгой, сухой и скучной супругой.

По мнению критиков, Аллен зря отошёл здесь от своего привычного стиля. В результате он создал не самостоятельное произведение, а осовремененный рерайт «Американской трагедии». Впрочем, творческое переосмысление на современный лад такого мастера, как Теодор Драйзер, может быть зачтено режиссёру «в плюс».

4. «Труп невесты» от американцев Тима Бёртона и Майкла Джонсона навевает подзабытые ассоциации со старым добрым классическим романтизмом в стиле Гоголя и Гофмана – с отторжением от скучного и рутинного этого света ради таинственного и захватывающего потустороннего мира.

Исходя из общего авторского замысла, следует воспринимать подземный мир мёртвых, призраков и духов истинно жизнерадостным и весёлым, а мир наземный, населённый людьми, – пресным и неинтересным, наполненным нудными и унылыми живыми мертвецами, погребёнными в куче бессмысленных повседневных забот, без единой жизненной искры в глазах и душах.

3. «Ад» поставлен эмигрировавшим во Францию боснийцем Данисом Тановичем, плодотворно поработавшим с международной сборной кинокомандой – из Франции, Италии и Бельгии. Это уже не романтизм и не мистика, а вполне реальная жестокая повседневность. Поистине адские картины порождает разрыв между родителями и детьми. Извечный и, казалось бы, уже затасканный конфликт отцов и детей здесь поворачивается к зрителям дотоле не виденной стороной – затаённой взаимной жестокостью. Пока что экранизированы только первая и заключительная части этой кинотрилогии – «Ад» и «Рай». Но со временем выйдет в свет и «Чистилище». Фильм почему-то проигнорирован ведущими международными кинофестивалями, но, наверное, совсем напрасно.

2. «Доброй ночи и удачи!» от Джорджа Клуни некоторых может насторожить и отпугнуть чёрно-белым изображением. Но искушённые знатоки найдут в себе силы досмотреть его до конца и по достоинству оценить мастерство режиссёра. Это рассказ об американском телевидении 50-х годов (разумеется, прошлого века), когда с телеэкранов массово изгонялись интеллектуальные фильмы и передачи в угоду разработчикам коммерчески выгодных, но дешёвых и бессодержательных шоу – картина, весьма схожая с ситуацией у нас в СНГ в девяностые годы. Телезрителей пытались отвлечь таким способом от суровой повседневности, напустить на них утешительные миражи благополучия и благоденствия, а заодно и угодить ограниченным толстосумам.

1. «Завтрак на Плутоне» – это ирландско-британская экранизация романа Патрика Маккейба. Главный герой – подросток-сирота (для полного несчастья, ещё и транссексуал), одержимый идеей разыскать свою мать.

Здесь режиссёру Нилу Джордану удалось совместить несовместимое. Весь фильм соткан из соседствующих друг с другом противоречий: едкой сатиры и трагичности, любви и крови, театральной возвышенности и грубой действительности.  А в целом это – ода эпохе семидесятых годов, не совсем справедливо заклеймённой определением «застой».

Основная мысль картины отражена в стремлении центрального персонажа, мечтающего на всю жизнь сохранить по-детски чистую душу, ибо в его видении серьёзный и солидный мир взрослых – это царство идеологии, а следовательно – обиталище ненависти и жестокости, на которые опирается любая, даже самая гуманная на вид, идеология.

Фанаты модных фильмов наверняка изменят, укоротят или дополнят этот список хитов по своему усмотрению, кое-что из него исключив и добавив, например, не упомянутых нами «Парфюмера», «Поцелуй навылет», «Апокалипсисa», «Пиратов Карибского моря»…

Но этот перечень можно продолжать бесконечно: умных и волнующих кинокартин сейчас хватает в избытке и раздача словесных «призов» лучшим из них – это уже прерогатива широкой и образованной зрительской публики, где каждый выбирает то, что подсказывает ему изысканный вкус. Кажется, мы добросовестно постарались угодить этому кругу зрителей-интеллектуалов. Мы намеренно не ставим акценты на уровне «женственности» этих фильмов и степени форматности или неформатности их для посетительниц нашего сайта. Ибо в ходе этого «исследования» обнаружен одинаковый интерес ко всем, независимо от жанра и стиля, новинкам кинематографа – как с мужской, так и с женской стороны.

А теперь спустимся ступенькой ниже и поинтересуемся предпочтениями менее начитанных и притязательных телеманок, не так внимательно следящих за киношной модой. «Дом летающих кинжалов», «Герой», «Куклы», «Если только…» – эти названия чаще всего сейчас вертятся на языках у многих ребят и девчонок, как при живом общении, так и во время дружеской телефонной болтовни, и в диалогах он-лайн – на многочисленных форумах, чатах, «болталках»…

Что же касается зрительниц постарше, то круг их предпочтений по-прежнему составляют нескончаемые сериалы. И для них более высокого духовного наслаждения, чем смаковать страстную беседу между каким-нибудь доном Хосе и какой-нибудь донной Инессой. А заодно строить дальновидные гипотезы: в какой же серии наконец-то поженятся главные персонажи? Предлагать таким телеманкам просмотр «Обитаемого острова» или «Манги» было бы так же бессмысленно, как и приглашать в ресторан – на вальдшнепов и перепелов – закоренелых вегетарианок. Навечно «отравленные» приторно-сладким ядом «Рабыни Изауры» – первого латиноамериканского сериала, поразившего «совковых» зрителей ещё в далёкие восьмидесятые, – они теперь ищут для себя только такие же киноленты – с бесчисленным количеством серий, общим мелодраматическим звучанием, ярко выраженными страданиями основных персонажей и, в конце концов, их счастливой свадьбой.

А есть между нами и такие чудаки и чудачки, для которых вершина искусства – перлы советской кинотеки. В ходе заумной беседы о достоинствах и недостатках последнего суперхита они иногда нет-нет да и ввернут остроумную цитатку из «Ивана Васильевича», «Операции Ы» или (не дай Бог!) из «осточертевшей», но незабываемой «Иронии судьбы». И вся честная и продвинутая компания будет полчаса заливаться искренним и весёлым хохотом, припоминая излюбленные сцены из старого доброго кино…

Но критиковать чужие предпочтения – занятие малотактичное и неблагодарное. Сейчас каждый волен смотреть всё, что захочется, не оглядываясь на цензуру совдеповского образца. Может быть, ещё и поэтому иногда трудно бывает сформировать устойчивый вкус, растерявшись под нескончаемым наплывом умных и псевдоумных, художественных и псевдохудожественных новинок. Теперешнему отечественному кинематографу предстоит ещё долгий путь развития, прежде чем отсеются зёрна от плевел и появятся на свет настоящие шедевры, способные полюбиться нам всерьёз и надолго, так же, как нравилась нашим родителям киноклассика прошлого века.

Автор Андрей Торецкий специально для www.ladymystery.ru

Написать комментарий Комментарии к статье



Отправить
* –  поля обязательны для заполнения
  • Болтушка

    05.02.2009 17:14

    С радостью отношу себя к категории чудаков и чудачек, т.к. на всю жизнь отравлена любовью к советскому кино :))

  • Allena

    05.02.2009 23:39

    Это конечно же классика, хотя замечу, что и среди зарубежных экземпляров частенько встречаются довольно забавные экземпляры...

  • Болтушка

    26.02.2009 18:11

    Согласна! Среди заморских фильмов тоже много интересных. Их со счетов не сбрасываем :)

Subscribe